Культура России начала XIX века
Культура России начала XIX века
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского
народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период
оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства,
театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой
сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения
получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и
чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В
первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.
Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский,
Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших
государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях -
лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и
журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли
публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в
Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда,
в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому
читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры.
Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются
чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII
века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем
началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это
архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством
и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту
Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века
здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная
магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского
собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в
Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX
века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и
незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту
Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,
Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли,
Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, -
это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои
яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр,
Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен
Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм
Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В
1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл
свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской
фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему
играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились
антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С.
Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного
актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского
“Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре
была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере
поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую
оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё
далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно
талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными
романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась
на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда
произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина
называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим
жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева,
Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались
темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе
усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин
является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей
ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом
свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине.
Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания
Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского
творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос
любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812
года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный
поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это
классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться
славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот
черта, отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал
приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году,
тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”.
Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни
сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю.
Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе
поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской
реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять
существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в
рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть
со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до
пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века
в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими
процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века
всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Список литературы:
И. А. Заичкин И. Н. Почков
“Русская история от Екатерины великой до
Александра II”
“История России”
Ответственный редактор А. Н. Сахаров
|